Главная » Статьи » Очерки из книги Лушина

Личностное изменение: новый контекст анализа

Традиционно такое понятие как изменение личности вызывает не только у обывателей, но и у профессионалов неоднозначные реакции. С одной стороны, это обусловлено нашей прошлой историей -- семьюдесятью годами "переделывания", "совершенствования" гражданина, с другой стороны, -- неистребимым желанием человека дойти до своей сущности как уникального творения.

В общей и клинической психологии термин "личностные изменения" зачастую ассоциируется с психопатологическим развитием личности, а также измененными состояниями ее сознания.

Выделяются также и другие аспекты трактовки данного понятия. Так, один из наиболее "спокойных", то есть менее радикальных, далеких от таких понятий как "зомбирование" и "гипноз" и т.д. Этот аспект разрабатывается в связи с явлениями "непоступательного развития" личности как внезапного, непредсказуемого, необратимого, нелинейного перехода по типу того, что Нобелевский лауреат И. Пригожин описал в своей поистине революционной книге "Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой"...

...Некоторые отечественные и зарубежные психологи отождествляют личностное изменение с процессом развития личности... С этим мы не можем полностью согласиться в силу того, что обычно под развитием понимают постепенное расширение возможностей личности на основе имеющегося потенциала... Корневой метафорой данного процесса принято считать спираль развития как необратимого направленного движения. В данном контексте развитие можно представить как поступательный переход от одного уровня возможностей личности к другому. Результаты такого изменения скорее можно отнести к "измененным состояниям личности", а не к личностному изменению ... Личностное изменение в собственном смысле слова имеет место при переходе к новой идентичности ... Под идентичностью обычно принято понимать сложившуюся систему функций и свойств неодушевленного объекта или животного, а также представлений человека о самом себе или собственном образе жизни ("Я"-образ) (15). Эти же психологи полагают, что изменение идентичности происходит неожиданно, непредсказуемо и радикально как для окружающих, так и для самого субъекта. Последний выявляет приверженность новым ценностям, убеждениям, способам действия и даже иному эмоциональному типу реагирования. В литературе это явление названо одним из исследователей "превращением гусеницы в бабочку" ...

...Психологи, работавшие с жертвами афганского конфликта, чернобыльской катастрофы равно как Закарпатской экологической катастрофы или недавних террористических актов в Москве, должны обращать внимание на клинику пост-травмы. С одной стороны, человек, оставшийся в живых физически, пытается удалиться от горестных воспоминаний о происшедшем, с другой стороны -- у него не получается сделать этого. Ему не удается забыть прошлую, относительно стабильную жизнь, ему не удается забыть хаос происшедшего -- и то и другое соответствует истине.

Противоречие может быть снято только в рамках новой идентичности, объединяющей в себе как тенденцию к стабилизации, так и саморазрушению. По истине: новые страдания даются человеку с новыми возможностями. Не даром примирение в своем сознании взаимоисключающих базисных оснований жертвы пост-травмы описывается как "шок", "внутренняя инквизиция", депрессия, потеря жизненной перспективы ...

Категория: Очерки из книги Лушина | Добавил: Briviana (22.09.2008) | Автор: Лушин Павел Владимирович E
Просмотров: 1568 | Теги: эпоха перемен, психика и поведение, практика психотерапии, Павел Лушин Pavel Lushyn, экофасилитация, изменение личности, самопознание, научные статьи | Рейтинг: 0.0/0